Новости

14 июня 2017 г.

«Байкал — не частная лавочка»: зачем Иркутску культурный форум «Байкал-Тотем»

С 23 по 25 июня пройдет первый международный культурный форум «Байкал-Тотем». Мероприятие вместит в себя ежегодный фестиваль «Культурная столица», в прошлом году буквально «взорвавший» Иркутск, и развернется на двух площадках под открытым небом. В центре Иркутска пройдут театральные постановки инженерного театра «АХЕ» и театра-концерта «Вампука» из Санкт-Петербурга, концерты классической музыки, лекции и дискуссионные лаборатории, книжный фестиваль «Литературный квартал». В Байкальске, на территории бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), будет организовано световое мэппинг-шоу с участием международной команды и выступление Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии совместно с дуэтом Two Siberians. Вход на все мероприятия — свободный.

 

В числе гостей форума — писатели Андрей Максимов, Андрей Усачев, Григорий Гладков, Станислав Востоков, Чингиз Цыбиков. Запланирована обширная программа для детей, включая мастер-класс от основателя уникального Российского рогового оркестра и директора Российского центра духовой музыки Сергея Поляничко. Полная программа — на сайте форума.

 

The Village поговорил с соорганизатором форума «Байкал-Тотем», писателем Андреем Швайкиным о том, как использовать духовное пространство Байкала и покорить требовательную публику Иркутска — «города провинциального, но столичного».

 

 

«Три года назад мы подумали, что Иркутску не хватает какого-то яркого разнообразия культуры, попробовали этот социальный проект, фестиваль «Культурная столица», и поняли, что городу это интересно. Второй фестиваль в 2015 году мы стояли, что называется, насмерть, потому что были проблемы с бюджетом. Но выстояли, на одном крошечном пятачке возле стадиона «Труд», только чтобы «Культурная столица» не умерла. А потом сделали фестиваль 2016 года, который показал, что городу такие яркие проекты нужны», — рассказывает Андрей Швайкин.

 

Не будет преувеличением сказать, что «Культурная столица»–2016 стала для Иркутска событием года, коснувшись большинства горожан. Дискуссионные площадки в шатрах на острове Юность собирали огромное количество участников, вечерние концерты, проходившие на набережной Ангары для тысяч зрителей, транслировал федеральный телеканал «Культура».

 

«Идеология фестиваля, говоря бизнес-языком, — это синергия проектов, — объясняет Андрей Швайкин. — Например, когда у нас появляется Роговой оркестр и совместно с нашим замечательным губернаторским оркестром они играют никогда не исполнявшуюся ранее симфонию Козловского, и это впервые происходит в Иркутске — это интересно. Сюда никогда не приезжали «Митьки», и вот мы сделали совместную выставку этой творческой группы и лубочного искусства Сибири — это интересно. Мы заточены именно на такие вещи. Мы не концертное агентство, у нас нет задачи просто возить сюда артистов. И всем нашим артистам мы говорим: если вы к нам едете, а желающих действительно много, то вы должны привезти что-то новое, интересное и чему-то учащее».

 

Швайкин традиционно отмечает претенциозность и требовательность иркутской публики, называя Иркутск городом «столичным, но провинциальным». Здесь отлично принимают совершенно неожиданные вещи, но прогнозировать отклик зрителя не берется никто.

 

«Нас порадовало, что народу на мероприятиях было очень много. Мы не переживали, конечно, за сбор публики на Федю Чистякова, но переживали за классику — как придется она людям. А в итоге получилось наоборот: классическая музыка вызвала больше интереса у иркутян. Я и говорю, город очень специфический, культурный», — отмечает Андрей Швайкин.

 

 

По его словам, за три года, «наработавшись», организаторы поняли, что фестиваля «Культурная столица» — мало. И презентовали проект международного культурного форума «Байкал-Тотем», который позже успешно представили на Санкт-Петербургском культурном форуме, обозначив государственный статус мероприятия. Форум планируют проводить раз в два года, фестиваль «Культурная столица», «вложенный» в него, останется ежегодным.

 

«Бренд Байкала используется сейчас только в экономической и политической плоскости. Не по назначению. Наше глубокое убеждение: Байкал — это, в первую очередь, духовная среда, и мы хотим вернуть ему это значение, — объясняет Швайкин идеологию форума. — В этом «фишка», мы постоянно обсуждаем это с партнером, Анатолием Борозненко, и с губернатором Сергеем Георгиевичем Левченко, который под свою эгиду взял этот форум. Это очень важно, потому что мероприятие действительно статусное, это государственный уровень. Да и Байкал — не частная лавочка».

 

Одним из центральных событий форума станет книжный фестиваль «Литературный квартал» — ярмарка хороших книг и встречи с детскими писателями. «Одно из уникальных мероприятий — выступление Андрея Максимова, который недавно выпустил книгу «Как не стать врагом своему ребенку». У него будет трехчасовая лекция по этой книге, разговор с родителями. Он не только детский писатель, но и очень серьезный психолог, и любые вопросы, касающиеся сложностей во взаимоотношениях с ребенком, можно будет на этой площадке обсудить. Будет Усачев, замечательный детский писатель, приедет Гладков — ну, «Пластилиновая ворона», все знают. Приедут те люди, которых, как мне кажется, Иркутск всегда ждал и будет рад с ними пообщаться», — подчеркивает организатор.

 

Особый акцент организаторы делают на представлении всемирно известного инженерного театра «АХЕ». «Они очень своеобразные: это театр-перфоманс, театр-пантомима, их нужно понимать. Это не водевиль, не обычный спектакль. Это делается на открытом воздухе, потому что они используют в своих постановках еще и живую природу. 23 июня они дают спектакль «Мокрая свадьба» на пляже острова Юность, на фоне воды», — рассказывает Андрей Швайкин.

 

Байкальск организаторы планируют использовать для «возвращения к духовному бренду Байкала». «До сих пор существует известная всем проблема – Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который в 2013 году как бы закрыли, но никто толком миру об этом не объявил, не донес, что этот монстр наконец перестал загрязнять озеро. И никто не объявил, а что будет дальше. И мы большим перфомансом 25 июня прямо на территории завода покажем, что дальше будет на Байкале, — заявляет Швайкин. По нашему разумению, это территория свободного творчества уже без БЦБК».

 

На территории завода выступит губернаторский симфонический оркестр областной филармонии и дуэта Two Siberians с премьерой их «Сибирской сюиты». Все это будет сопровождаться стрит-артом художников из разных стран и маппинг-шоу. «Этим трехчасовым перфомансом и концертом с трансляцией в интернет на весь мир мы поставим точку в истории с БЦБК», — обещает Андрей Швайкин.

 

По его словам, для использования площадки бывшего комбината не было никаких препятствий. Ряд ограничений возник только для обеспечения безопасности людей. А вот с площадками города оказалось сложнее. «Например, мы в оперативном порядке «переехали» на сквер Кирова, потому что выяснилось, что на площади у памятника Александру III город проводит другие мероприятия. Это уже политические вопросы, дальше расшифровывать не буду. Мы и на сквере все отлично проведем», — заявляет писатель.

Размер бюджета организаторы не раскрывают, отмечая только, что для мероприятия подобного масштаба он довольно скромный.

 

The Village. Фото Дмитрия Дмитриева

 

 

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.